Фламенко является одной из визитных карточек Испании, большинство туристов, попадающих в первый раз в страну, стремятся увидеть это зрелище. Повышенный спрос породил большое количество "артистов", которые в небольших ресторанах и в крупных концертных залах исполняют то, что желaют видеть зрители, и что на самом деле мало похоже на настоящее фламенко. Хотя это искусство в последние десятилетия стало известно и популярно, но настоящую его историю и тайны знают немногие. А история фламенко очень древняя и восходит к греко-римским корням, индийско-египетским мотивам и к мусульманскому прошлому Испании.
В 1492г. была завоевана Гранада - последняя столица испанских мусульман. На протяжении 700 лет этот город был славой и гордостью Аль-Андалуза, здесь гордые андалузские султаны построили потрясающую розовую крепость Аль-Амбра, где жили окруженные многочисленной стражей, многочисленным гаремом, и такими же многочисленными легендами. Сады замка до сих пор поражают своей красотой и недаром - ведь задумывались они как место, куда спустится Аллах, если когда-нибудь захочет снизойти на землю.
На протяжении многих веков, вплоть до завоевания города мусульмане, которых выгоняли с насиженных мест отвоевывавшие свои исконные земли католики, переселялись в Гранаду, где складывали печальные, полные ностальгии песни о потерянной Родине. Этих средневековых беженцев называли фаламане. Хотя жили они по всему гранадскому королевству, от Альмерии до Малаги, но большинство поселилось в пещерах горы Сакромонте близ Аль-Амбры. После завоевания Гранады короли-католики, разрешили поселиться в тех же пещерах группе цыган, в награду за то, что они принимали участие в войне за взятие города. Еще тогда испанцев поражали ритуальные танцы экзотичных цыган, слишком чувственные и откровенные с точки зрения строгого католика.
Документы рассказывают, что цыганские таборы появились на испанской земле уже в 15-м веке, и если в первые годы к ним относились довольно снисходительно, с 1499-го года положение вещей изменилось. Почти одновременно с победой над мусульманами Гранады был издан указ об еврейском исходе, по которому всем иудеям, проживавшим на территории католических королевств, под страхом смертной казни приказывалось или принять католичество или покинуть страну. Постепенно Испания становилась монотеистичной страной, где правили радикализм и религиозный фанатизм. Здесь уже не оставалось места свободно кочующим цыганам, которые не прочь были поживиться за чужой счет.
С конца 15-го века цыгане должны были жить оседло, честно работать, а главное исповедовать католическую религию. Цыгане, поселившиеся в пещерах Гранады, очень скоро почувствовали на себе политику репрессий, поэтому неудивительно, что вместе с жильем они "унаследовали" и печальные песни прежних обитателей жилищ. Но в цыганах (а в древней Испании их называли египтяне) невозможно задушить дух свободы, музыка и танцы необходимы им как воздух, врожденная пластичность, выразительность, темперамент передаются из поколения в поколение, и там в убогих пещерах Гранады преследуемые инквизицией цыгане добавляли к искусству фаламан свои типичные жесты и мелодии.
Постепенно ностальгия мусульманских фаламан превратилась в цыганское искусство фламенко, с помощью которого члены этой, до сих пор угнетаемой в Испании, расы выражают свои чувства. Хотя Родиной фламенко считаются пещеры Сакромонте и нынешний район Альбаисин в Гранаде, на протяжении веков различные семейные кланы, проживавшие в южной Андалузии, вносили свои типичные элементы. Во фламенко это называется palos, и выражaется в разных манерах исполнения.Существует более 50 видов таких palos, и в каждый имеет свой ритм, свою гармонию, свой стиль танца и музыки.
В 18-м веке певцов не сопровождала гитара, аккомпанементом были только лишь хлопки ладоней. Позже, уже в конце 19-го века началась Золотая эпоха фламенко, когда появились виртуозы гитары, и исполнителей начали приглашать в дома знати и в популярные таверны.
В нынешнем фламенко гитарист не просто сопровождающий при певце или танцоре, но и сам зачастую бывает солистом. Цыганских певцов
и танцоров почитали и в эпоху репрессий, дельцы от музыки привозили найденные таланты в большие города, где в специальных кафе tablao flamenco зрители наслаждались этим самобытным
искусством.
Фламенко - это искусство самовыражения, в котором сплетаются вместе душа и техника. В настоящем фламенко нет строгих правил, здесь главное - выражение чувств танцора или певца, и каждый выражает
их по своему. Не зная технических основ, фламенко танцевать трудно, и невозможно, если не вкладываешь в него душу. Выучить движения можно быстро, но, чтобы понять и почувствовать всю страсть
фламенко нужны годы.
Есть два основных вида фламенко:
- Jondo (глубокое) - серьезный стиль, где с помощью музыки, песен и танцев выражаются глубокие, порой трагичные чувства. Обычно исполнитель рассказывает, а скорее вспоминает о безответной любви,
предательстве или горе, он не обращается к зрителю, а как-бы весь погружен в себя. Этот тип фламенко трудно воспринимается неподготовленным зрителем, и его чаще можно видеть в небольших залах или
на концертах, где собираются искушенные ценители.
- Festero (праздничное) - стиль более веселый и легкий и в основном предназначен для праздников. Здесь уже нет трагизма, нет места печали, и именно такое фламенко предпочитают туристы.
Конечно не все виды исполнения можно легко разделить на трагичный и веселый, во фламенко, как в жизни чувства переплетаются и сменяют друг друга, поэтому трудно остаться равнодушным к
представлению, фламенко или любят, или ненавидят.
Хотя фламенко лучше видеть на юге Испании или в Мадриде, также есть неплохие исполнители и в Каталонии. Если Вас интересует этот древний вид искусства, я могу посоветовать лучшие залы Барселоны. Вы можетe поужинать в кафе фламенко, а можетe прийти уже к началу представления, когда зрителям предлагаются только напитки.
Все материалы по фольклору, этнографии, истории и географии Испании, размещенные на этом сайте, являются плодом моей многолетней работы и многочисленных поездок. Поэтому при их использовании, указывайте, пожалуйста, источник информации.
Автор текста - Светлана Савенко
Текст зарегистрирован в системе антиплагиата.