Самобытное искусство Каталонии зарождалось на заре средневековья в эпоху бесконечных войн между христианскими готами и маврами. В ту пору искусство было полностью религиозным, и его главной целью было обратить население на "путь истинный".
Повседневная жизнь подчинялась церковным уставам, и многочисленные фрески, украшавшие церкви, изображали бога-созидателя, Богородицу с христом (символ триумфа над смертью) и четырех авторов Евангелия в образе льва, быка, орла и ангела. Также "радовали" глаз жестокие цены мученичества популярных святых, которые подавали пример и напоминали крестьянам, что может быть еще хуже.
Капители колон и порталы церквей украшались мифическими существами и библейскими сценами, которые наглядно показывали, что такое хорошо, и что такое плохо, учили верующих отличать добродетель от греха, и напоминали им о прелестях рая и об ужасах ада.
Жить было страшно и тяжело. Короткая жизнь средневекового крестьянина состояла в изнурительном труде, нищете и унижениях. Выбившиеся в люди феодалы должны были постоянно воевать, защищая свои (и украденные у другого) территории, участвовать в войнах, которые затевали короли, папы римские и вышепоставленные аристократы, вассалами которых они являлись.
Лишь в церкви человек находил защиту, относительный покой и ответы на вечный вопрос: "Как жить, а главное зачем?"
Именно тогда в темных и сырых зданиях небольших романских церквей под влиянием изображений, которые современным туристам кажутся примитивными и неинтересными, закладывался менталитет современных каталонцев. Если всмотреться в выражение лиц на древних фресках, в неестественные позы деревянных скульптур эпохи Романики начинаешь понимать, как и что чувствовали люди тысячу лет назад, почему нынешние каталонцы так терпеливы, откуда идет это уважение к нормам и правилам.
Каждая деталь в романском искусстве имеет значение и несет смысловую нагрузку. Животные символизируют добродетель или наоборот слабость, грех, растения - изобилие, удачу... Композиция фигур также выражала иерархию, которую следовало соблюдать. Романское искусство было призвано обеспечить беспрекословное подчинение и безропотное терпение - небходимые качества в эпоху обращения языческих масс в христианскую веру.
Церковь служила не только местом, где прихожане (при помощи местного священника) получали указания всевышнего и вступали на путь истинный, но и служили как оборонительные сооружения. Благодаря законам, запрещавшим насилие в стенах церкви и рядом с ней, верующие чувствовали себя в святых стенах в безопасности - не толко физически, но и морально.
Все в древнем христианском мире делалось по воле божьей, простой человек был букашкой без чувств, без эмоций, без инициативы - вроде безропотного муравья, который должен был работать, обеспечивая барина, короля и священников.
Вы можете более подробно познакомиться с романским искусством в Национальном музее искусств Каталонии, расположенным на горе Монтжуик. В этом музее собрана самая большая в мире коллекция романских фресок. Экскурсия по музею.
Шло время, менялись эпохи и европейский менталитет и на смену темному периоду романики пришла более изящная готика.
Церкви "выросли", стали более элегантными и украсились множеством скульптур. Разноцветные витражи кафедральных соборов наполняли огромные, поражающие простого смертного размерами, здания божественным светом.
Kак и раньше каждая деталь напоминала о подчинении и о послушании.
Художники и скульпторы украшали алтари бесчисленными фигурами апостолов и великомученников, резчики по дереву превращали кресла церковных хоров в настоящие произведения искусства, архитекторы, пользуясь новыми в ту эпоху методами строительства, возводили авангардные (по тем временам) здания, потрясающие современных туристов.
И все делалось во славу Созидателя, Творца, Судьи ...короче говоря Бога.
Но в эпоху готики с возникновением первых городов и гильдий у работников искусства, которые в то время считались обычными ремесленниками появились и "гражданские" заказчики. Разбогатевшие ремесленники и купцы, ставшие богатыми, почетными горожанами, заказывали свои портреты (рядом с Богородицей и Христом) и изображения покровителей семьи бизнеса.
Аристократы тоже были не прочь запечатлеть себя в образе отважного рыцаря, а особые романтики даже дарили дамам сердца что-то трогательное и сентиментальное, например картину с очередной сценой мученичества.
В монастырях создавались первые европейские библиотеки, а поскольку типографии еще не придумали, то в большом спросе была профессия каллиграфа и иллюстратора книг.
Конечно же короли и высокопоставленные чиновники и священники хотели тoже увековечить себя, своих родственников и друзей, поэтому в эпоху готики мы уже можем видеть портреты политиков того времени.
Готическая Барселона строилась ударными темпами. По приказу короля и на гос.средства возводились крепостные стены, королевский дворец, судоверфи, больницы, приюты и правительственные здания, которые сейчас и формируют знаменитый Готический квартал Барселоны.
Священники тоже не отставали. Готические верующие были гораздо щедрее нынешних, поэтому в средневековой Барселоне строились многочисленные церкви и монастыри, которые можно посетить и в наши дни: Кафедральный собор, церковь Пи, церковь Св.Марии морской, церковь Св. Жуста и Пастора.....
Другие города Каталонии: Жирона, Леида, Таррагона, Вик, Солсона также застраивались будущими готическими кварталами, в каждом городе обязательно возводили кафедральный собор, один другого краше. Хорошие мастера были нарасхват. Знаменитых зодчих, художников и скульпторов приглашали в самые богатые города, дворцы и храмы, а ремесленники более низкой категории украшали церкви и здания попроще.
Жизнь артистов того времени проходила в разъездах: начав строительство в одном месте маэстро оставлял там целую команду подмастерьев продолжать начатую работу и перемещался с самыми близкими и верными коллегами в другой населеный пункт. Причем в каждом городе преобладали свои вкусы, и мастера старались выполнить требования заказчика. Поэтому даже на такой небольшой территории как Каталония готическое искусство имеет множество разнообразных оттенков и нюансов.
Богатая коллекция готической живописи и скульптуры представлена в Национальном музее искусств Каталонии в Барселоне. Экскурсия по музею.
ВСЕ ТЕКСТЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ НА САЙТЕ, ЯВЛЯЮТСЯ ПЛОДОМ МОЕЙ МНОГОЛЕТНЕЙ РАБОТЫ И МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ. ПОЭТОМУ ПРИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УКАЗЫВАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ